Силовые агрегаты различаются конструкцией, устройством систем и типом используемой смазки, поэтому узнать, как проверить количество масла в конкретном двигателе, можно только одним способом. Часть агрегатов оснащена физическими маслоизмерительными щупами, другая часть — электронными. Универсальная инструкция для измерения автосмазки — обман водителей. Однако, есть общие рекомендации, которых нужно придерживаться во время обслуживания автомобиля.
Как проверять масло на холодном или горячем двигателе
Как правильно проверять уровень масла: на прогретом или холодном двигателе? Точно ответит только изготовитель агрегата. В инструкции к Nissan c мотором QG указано, что проводить измерения нужно до запуска и спустя 10 мин после запуска ДВС. Рекомендация по проверке автомасла в холодном двигателе, перед первым запуском, относится и к Chevrolet Niva.
В большинстве автомобилей смазку проверяют после прогрева до рабочей температуры. Например, в Kia Rio, Toyota Corolla, Lexus GS, Chevrolet Epica, Lada Vesta и др.
Объём холодной и горячей автосмазки различается. Если проверять масло в непрогретом двигателе зимой, показатель будет занижен из-за сжатия. После прогрева объём масла увеличится. Летом показания могут отличаться незначительно. Экспериментальные опыты показывают, что объёмное расширение составляет 0,7% на каждые 10℃ нагрева.
Измерять количество смазки рекомендуется еженедельно, перед долгой поездкой и после заправки автомобиля
Как проверить уровень масла в двигателе
Загляните в руководство к автомобилю. В документации указана подробная инструкция, как правильно подготовиться и проверить масло в двигателе:
- нужно ли прогревать мотор;
- сколько времени ждать пока автосмазка стечёт в картер: 5 или 20 мин. На продолжительность влияет конструкция двигателя и форма поддона;
- какие функции автомобиля следует деактивировать. Например, перед работами в моторном отсеке Renault нужно отключать функцию Start and Stop.
Перед измерением количества масла важно поставить машину на ровную горизонтальную поверхность. Это касается всех автомобилей. Небольшой наклон картера даст неверные показания.
Дальнейшие действия зависят от оснащения автомобиля. В большинстве машин для контроля количества смазки предусмотрен щуп. Рассмотрим подробно, как с ним работать. Об электронном уровнемере поговорим позже.
- Измерительный щуп находится под капотом. Его легко найти по рукоятке красного или жёлтого цвета. Вытяните щуп и протрите его салфеткой или тряпкой без ворса. На измерителе не должно оставаться никаких капель.
- Вставьте маслоизмеритель в щуповую трубу до упора. В некоторых конструкциях двигателей щуп нужно провернуть.
- Через минуту извлеките щуп. Посмотрите, где расположена кромка масла. В норме она должна находиться посередине шкалы измерения, т.е. между максимумом и минимумом.
Если отметка оказалась вблизи нижней границы, необходимо долить моторное масло в маслозаливную горловину. Используйте воронку, чтобы избежать подтёков. После доливки нужно заново измерить количество смазки. Объём «моторки» между метками на щупе составляет 1 — 2 л. Рекомендуется доливать по 300 мл, чтобы избежать перелива.
Какой уровень масла в двигателе правильный
Чтобы получить правильный результат уровня масла в двигателе, его нужно проверять, следуя инструкции производителя автомобиля. По щуповому измерителю определяют такие показания:
- нехватка смазки, если её кромка находится ближе к нижней метке;
- нормальный уровень — кромка между граничными метками;
- перелив, если кромка превышает верхнюю метку.
Недостаток смазки возникает из-за утечек через изношенные прокладки и сальники, неисправный маслонасос. Также возможен расход масла на угар, когда смазка попадает в цилиндр и сгорает. Подобное случается при износе маслосъёмных колпачков или поршневых колец. Допустимый расход автосмазки указан в инструкции к автомобилю, и обычно не превышает 1 л/1000 км.
Перелив приводит к выгоранию смазки и образованию отложений на деталях двигателя. Через систему вентиляции поддона масло попадает в цилиндры, и продукты сгорания могут вывести из строя каталитический нейтрализатор. Повышается нагрузка на маслонасос, что сокращает его ресурс. Кроме того, избыток моторной смазки вспенивается коленвалом, что становится причиной ухудшения её свойств.
Масло предотвращает перегрев двигателя, поэтому в некоторых инструкциях встречаются рекомендации по поддержанию уровня смазки у метки максимума. Это допустимо при быстрой езде и для машин с прицепом.
Особенности масляного щупа
Визуальную проверку уровня масла в двигателе делают с помощью маслоизмерительного щупа. Инструмент представляет собой металлический плоский стержень или тросик с сегментированной рабочей зоной: рифлёной, изогнутой, пластиковой с ограничителями. Определять уровень масла нужно по меткам минимума и максимума, расположенным на границах рабочей зоны.
Для удобства пользования маслоизмеритель оснащён пластиковой рукояткой. А для герметичности на ручке предусмотрен уплотнитель.
Среди уровнемеров встречаются неудачные конструкции с яркими или тёмными расцветками и неудобной формой рабочей зоны. По таким щупам сложно определять количество смазки, когда она свежая и прозрачная. Например, в Ford Kuga по круглому наконечнику масло размазывается и скатывается, а в Skoda Fabia и VW Jetta на щупе чёрного цвета не различим уровень старой смазки.
Чтобы точно определять находится масло выше или ниже нормы, водители покупают щуп новой конструкции или дорабатывают «родной». Чаще всего достаточно отполировать или сточить рабочую зону уровнемера до нужного состояния.
Уровень масла в двигателе с использованием электронного измерителя
Поговорим, как правильно проверять уровень масла в двигателе через бортовой компьютер автомобиля. Электронный контроль количества смазки осуществляется за счёт датчика, расположенного в картере. Точность измерения датчика зависит от его модификации и прошивки компьютера. При нехватке масла загорается индикатор «Лейки» в сопровождении надписи и звукового сигнала. Но не стоит затягивать до получения сообщения, в это время уже начнётся масляное голодание двигателя.
Компьютер получает данные о масле при разных температурах, до или после включения двигателя и т.д. Таким образом в памяти хранятся архивные данные вчерашней или 10 минутной давности. Отслеживание архивных показателей не даст полезной информации. Чтобы получить реальные данные, нужно следовать алгоритму проверки, который зависит от модели автомобиля.
Так, перед измерением уровня в Ауди Q5, А4, А6 масло прогревают до температуры в 90 — 100℃. Затем автомобиль останавливают на ровной поверхности и глушат двигатель. Подождав 5 минут, можно приступать:
- Дёрнуть ручку открытия капота.
- Открыть левую дверь.
- Включить зажигание, не нажимая педали и не запуская двигатель.
- На панели появятся сообщения о включенном зажигании, открытом капоте и двери. Их нужно стереть двукратным нажатием кнопки Reset на правом рычажке.
- После этого на приборной панели появится шкала с количеством масла. Но смотреть нужно быстро, поскольку сообщение пропадает через 5 секунд, но сохраняется в памяти компьютера.
В указанных автомобилях опрос датчика происходит в момент открытия капота, поэтому водитель получает «самую свежую» информацию об уровне смазки. Подобные «лайфхаки» не прописаны в инструкциях, а известны лишь мастерам в автосервисах.
Зачем нужно знать количество масла в моторе
Автомазка помогает двигателю работать слаженно, без дёрганий и стуков. Она смазывает трущиеся поверхности, охлаждает мотор и смывает грязевые отложения. Из-за утечек в ДВС возникает масляное голодание, что приводит к перегреву, обгоранию поршней, появлению задиров на вкладышах и цилиндрах, износу подшипников и т.д. Даже при отсутствии утечек масло расходуется, например, при езде на высокой скорости или с прицепом.
Обслуживание автомобиля поможет предотвратить ЧП в агрегате. Достаточно раз в неделю измерять количество смазки в картере и следить за её состоянием. Чем меньше масла, тем оно быстрее загрязняется, стареет и теряет свои свойства. Но при этом, нельзя переливать норму «для запаса», поскольку избыток смазки вредит работе агрегата.
Даже в автомобиле, который обслуживается в СТО, водителю следует самостоятельно определять уровень смазки. Процесс занимает 5 минут и не требует особых навыков. Поддержание правильного количества масла предотвратит двигатель от незапланированного ремонта.
Заключение
Проверять уровень масла в двигателе можно щупом, с помощью электроники или использовать оба средства для достоверности результата. Правильная методика измерения указана в технической документации к автомобилю. Но часто во время проверки совершают одни и те же ошибки:
- устанавливают машину на наклонной поверхности;
- оставляют включенным двигатель;
- оценивают уровень по метке «Максимум».
При появлении сомнений, лучше перепроверить показания, чем вливать лишнюю смазку. Для точности измерения нужно проводить при одинаковых обстоятельствах.